Дьячкова Мария Андреевна.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Новосибирска «Детско-юношеская спортивная школа № 1 «ЛИГР», тренер-преподаватель, dyachkova94@icloud.com.
Сорокина Елена Львовна.
ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет путей сообщения», доцент кафедры «Физическое воспитание и спорт», so117@yandex.ru.
Аннотация. В статье представлены критерии комплексной оценки технической и специальной плавательной подготовленности ватерполисток возрастной категории 17–19 лет. Авторами выявлены типичные ошибки техники, проведена экспериментальная работа по их устранению посредством системы комплексов упражнений.
Ключевые слова: техническая подготовленность ватерполисток, система комплексов упражнений, типичные ошибки.
CRITERIA AND INDICATORS OF TECHNICAL AND SPECIAL SWIMMING PREPATIFICATION OF THE WATER POLO PLAYERS, AGED 17-19
Dyachkova Maria.
Municipal budgetary institution of additional education of Novosibirsk "Children and Youth Sports School No. 1" LIGR ", trainer-teacher, dyachkova94@icloud.com.
Sorokina Elena.
FSBEE EC "Siberian State Transport University", associate professor of physical education and sport department, so117@yandex.ru.
Abstract. The article presents the criteria for a comprehensive assessment of the technical and special swimming preparedness of water polo players, aged 17-19. The authors identified typical mistakes in technology. Experimental work on mistakes correction through a system of exercise complexes was carried out.
Key words: technical preparedness of water polo players, system of exercise complexes, typical mistakes.
Техническая подготовленность ватерполисток определяет результаты их соревновательной деятельности. Как правило, комплекс технических ошибок лишает преимущества в игровых ситуациях, что требует значительного внимания к их выявлению и последующему устранению.
Критериями оценки технической подготовленности ватерполисток (для возрастной группы 17–19 лет) принято считать следующие:
ТОБМ – техника обработки броска с места;
t. ОБМ – время обработки броска с места;
ТОБХ – техника броска с ходу;
t. ОБХ – время броска с места;
ТНБМ – техника навесного броска с места;
ТНБХ – техника навесного броска с ходу .
При этом чаще всего, для комплексной оценки результатов тестовых заданий используют сигмальную Т-шкалу, при использовании которой рекомендуется считать удовлетворительным результат теста, оцененный в 50–60 очков, приемлемым – результат, оцененный в 30–40 очков, и высоким – результат, оцененный в 70 и более очков.
Исходя из результатов констатирующего эксперимента (в рамках организованного педагогического эксперимента) и экспертной оценки, нами выявлены типичные ошибки техники исполнения основных элементов ватерполисток 17–19 лет:
Для коррекции перечисленных технических ошибок была установлена необходимость устранения их основной причины (низкий уровень развития двигательной способности, обеспечивающей качество выполнения технического элемента) с этой целью составлена система комплексов упражнений, следующей направленности: совершенствование техники владения мячом в условиях сопряжённого воздействия; повышение качества техники передвижений в воде; совершенствование удара по воротам из трудных ситуаций.
Для проверки эффективности данной системы комплексов упражнений организован педагогический эксперимент.
В таблице 1 представлена динамика технического мастерства ватерполисток экспериментальной группы на протяжении полугодового педагогического эксперимента по внедрению системы разработанных комплексов упражнений.
На этапе контрольного эксперимента в экспериментальной группе наблюдается значительный прирост по всем показателям технической подготовленности. Отмечено, что техника владения мячом улучшилась: ТОБМ, ТНБМ, ТНБХ с 3,5 до 4,3 баллов; ТОБХ с 3,5 до 4,7 баллов, а также – скоростные показатели (ведение мяча 15м с 12,2 сек. до 11,0 сек).
Таблица – 1. Показатели технической подготовленности ватерполисток экспериментальной группы (констатирующий и контрольный эксперимент).
№ п/п |
Показатели |
Констатирующий |
Контрольный |
Достоверность различий p |
1. |
Ведение мяча 15 м. (сек) |
12,2 ± 0,3 |
11,0 ± 0,3 |
p < 0,05 |
2. |
Бросок на дальность (м) |
19,8 ± 0,5 |
20,8 ± 0,6 |
p < 0,05 |
3. |
ТОБМ (баллы) |
3,5 ± 0,2 |
4,3 ± 0,5 |
p < 0,05 |
4. |
Время ОБМ (сек) |
1,7 ± 0,3 |
1,3 ± 0,2 |
p < 0,05 |
5. |
ТОБХ (баллы) |
3,5 ± 0,2 |
4.7 ± 0,5 |
p < 0,05 |
6. |
Время ОБХ (сек) |
1,8 ± 0,3 |
1,3 ± 0,2 |
p < 0,05 |
7. |
ТНБМ (баллы) |
3,5 ± 0,2 |
4,3 ± 0,5 |
p < 0,05 |
8. |
ТНБХ (баллы) |
3,5 ± 0,2 |
4,3 ± 0,5 |
p < 0,05
|
Методом статистической обработки экспериментальных данных, с использованием t-критерия Стьюдента были рассчитаны показатели достоверности различий между результатами экспериментальной группы на этапах констатирующего и контрольного эксперимента (таблица 1). Их анализ показал достоверные различия (при p < 0,05 уровне значимости) по показателям в тестах: ведение мяча 15м., бросок мяча на дальность, ТОБМ, ТОБХ, t.ОБХ, ТНБМ, что подтвердило эффективность разработанной системы комплексов упражнений в отношении коррекции и устранения типичных ошибок техники спортсменок-ватерполисток.
Партнеры нашей организации
Партнеры