Ляндусова Ксения Леонидовна.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования г. Новосибирска «Детско-юношеская спортивная школа №1 «ЛИГР»», тренер-преподаватель, lyandysova00@mail.ru.
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы использования тренировочных средств и методов, направленных на развитие выносливости пловцов и модификации их применения в равномерном и переменном режиме.
Ключевые слова: плавание, спортивная тренировка, средства, методы.
METHODS OF DEVELOPING THE ENDURANCE OF SWIMMERS
Lyandusova Ksenia.
Municipal budgetary institution of additional education, Novosibirsk "Children and Youth Sports School No. 1" LIGR ", coach-teacher.
Abstract. The article covers the issue of training methods aimed at developing the endurance of swimmers and modifying their use in a uniform and variable mode.
Key words: swimming, sport training, means, methods.
Среди тренировочных средств, направленных на развитие выносливости пловцов можно выделить две группы. К первой группе относятся упражнения, выполняемые на суше: бег, ходьба на лыжах, гребля, упражнения циклического характера, выполняемые на силовых тренажерах, и т.п. Ко второй группе относятся упражнения, выполняемые в воде: плавание различными способами в полной координации и по элементам (с помощью движений рук и ног). В процессе развития выносливости тренировочные упражнения могут выполняться двумя основными методами – непрерывным и интервальным. Непрерывный метод характеризуется однократным непрерывным выполнением тренировочной работы. Интервальный метод предусматривает выполнение упражнений с регламентированными паузами отдыха.
При использовании данных методов, упражнения могут выполняться как в равномерном, так в переменном режиме. При равномерном режиме интенсивность работы является постоянной, при переменном – варьируется. Интенсивность работы от упражнения к упражнению может возрастать (прогрессирующий вариант) или неоднократно изменяться (варьирующий вариант). В зависимости от того, применяются ли отдельные упражнения при интервальном плавании в постоянном режиме или между группами упражнений, даются относительно длинные паузы отдыха, различают непрерывную и серийную интервальные тренировки. В зависимости от подбора упражнений и особенностей их применения, тренировка может носить обобщенный (интегральный) и избирательный (преимущественный) характер.
Средствами развития общей (аэробной) выносливости являются упражнения, вызывающие максимальную производительность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Мышечная работа осуществляется преимущественно за счет аэробного источника; интенсивность работы может быть умеренной, большой, переменной; суммарная длительность выполнения упражнения составляет от нескольких до десятков минут. При выполнении упражнений действующая на организм нагрузка зависит от: интенсивности упражнения, его продолжительности, числа повторений, продолжительности интервалов отдыха и его характера.
Интенсивность в циклических упражнениях характеризуется скоростью движения, а в ациклических – количеством двигательных действий в единицу времени (темпом).
Продолжительность упражнения имеет зависимость, обратную относительно интенсивности его выполнения.
Число повторений упражнения определяет степень их воздействия на организм. При работе в аэробных условиях увеличение числа повторений заставляет длительное время одерживать высокий уровень деятельности органов дыхания и кровообращения.
Продолжительность интервалов отдыха имеет большое значение для определения, как величины, так и характера ответных реакций организма на тренировочную нагрузку. Длительность интервалов отдыха необходимо планировать в зависимости от задач и используемого метода тренировки.
Характера отдыха между отдельными упражнениями может быть активным, пассивным. При пассивном отдыхе, занимающийся не выполняет никакой работы, при активном – заполняет паузы дополнительной деятельностью.
Основными методами развития общей выносливости являются: метод слитного (непрерывного) упражнения с нагрузкой умеренной и переменной интенсивности; метод повторного интервального упражнения; метод круговой тренировки; игровой метод; соревновательный метод (таблица 1).
Таблица –1. Схема использования методов развития выносливости в специальной тренировке пловцов.
Метод |
Упражнение |
ЧСС |
Равномерный |
Плавание кролем на груди 1500м |
130–160 |
Переменный |
1500 м 100м 200м |
150 170 140 |
Интервальный |
10 раз*50 м в/с Режим 1.15 |
170 |
Круговая тренировка |
Выполнение упражнения на суше 10 станций по 1 мин |
140–170 |
Соревновательный
|
Соревновательные отрезки (максимальный темп) |
Около 190 |
Игровой
|
Игра «Водное поло» |
130–190 |
Равномерный метод характеризуется непрерывным длительным режимом работы с равномерной скоростью или усилиями. Переменный метод отличается от равномерного последовательным варьированием нагрузки в ходе непрерывного упражнения путем направленного изменения скорости, темпа, амплитуды движений, величины усилий и т.п. Он предполагает увеличение и снижение эффективности через определенные промежутки времени. Интервальный метод предусматривает выполнение упражнений в виде высокоинтенсивных, но кратковременных повторений, разделенными и со строго дозированными интервалами отдыха. Метод круговой тренировки предусматривает выполнение упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы. Соревновательный метод предусматривает выполнение упражнений в форме соревнований. Игровой – предусматривает развитие выносливости в процессе игры, где существуют постоянные изменения ситуации, эмоциональность.
Библиографический список: