Щербатенко Марина Владленовна.
г. Новосибирск, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет экономики и управления», ст. преподаватель кафедры физического воспитания и спорта, kaf-fiz@nsuem.ru.
Аннотация. Причина снижения интереса студентов к дисциплине «Физическая культура» заключается в ограниченных возможностях удовлетворения индивидуального своеобразия двигательных потребностей. Принципиально важная задача, которая стоит перед современной системой физического воспитания вузов – внедрение новых средств, методов и форм организации.
Ключевые слова: двигательные потребности, студенты, аэробика, йога.
The introduction of new approaches to the Organization of physical culture in universities
Scherbatenko Marina Vladlenovna.
Novosibirsk, Novosibirsk State University of Economics and Management, Senior Lecturer at the Department of Physical Education and Sport, kaf-fiz@nsuem.ru.
Abstract. The reason for the decreasing interest of students to the discipline of "physical culture" is the limited capacity of satisfying individual identity motor needs. A crucial task facing the modern system of physical education universities-the introduction of new tools, methods and forms of organization.
Key words: motor needs, students, aerobics, yoga.
В настоящее время российское общество вступило в период поступательного развития, в процессе которого социально-экономические и политические преобразования направлены на утверждение гуманистических ценностей и повышение качества жизни людей. Важное место в этом процессе занимают проблемы, связанные с качеством жизни самого человека, его здоровьем, здоровым образом жизни, формированием двигательной (физической) активности [1].
Сегодня отмечена стабильная негативная тенденция к снижению двигательной активности студентов. На наш взгляд, причина снижения интереса студентов к дисциплине «Физическая культура» заключается в ограниченных возможностях удовлетворения индивидуального своеобразия двигательных потребностей. Принципиально важная задача, которая стоит перед современной системой физического воспитания вузов – внедрение новых методов, средств и форм организации, для повышения вариативности, индивидуализации.
Для формирования мотивации к занятиям, в рамках традиционного процесса физического воспитания, следует использовать разнообразные виды спорта и двигательной активности, например, – элементы йоги. В основе йоги лежит умение и метод управления психикой, физиологическими процессами организма человека (растяжение, глубокое дыхание, концентрация, сочетают в себе методы напряжения и расслабления мышечных групп). Элементы йоги могут использоваться для развития у студентов силы и гибкости. Так же, возможно сочетать йогу с другими физическими упражнениями, применять элементы йоги во время разминки.
Опыт показал, что удачным вариантом для привлечения студенток к посещению дисциплины «Физическая культура» также является введение аэробики как вида вариативных занятий. Для повышения мотивации студенток можно ввести оценивание исполнения изученных движений в индивидуальном порядке, как зачетную форму завершения занятий в конце семестра (т.е. элементы соревновательной деятельности).
В последнее время возрастает актуальность использования лечебной физкультуры, в рамках академических занятий, так как студентов, которые имеют ограничения здоровья, становится все больше. В данном случае, применение лечебной физкультуры является обязательным, так как это, не только способствует улучшению работы пораженного органа, но и оказывает положительное физиологическое воздействие на все функции организма. При систематическом выполнении физических упражнений мышцы укрепляются, их мощность и работоспособность возрастают, а это, в свою очередь, способствует осуществлению задачи восстановительной и корригирующей терапии при нарушениях в организме. Отличительной особенностью организации занятий лечебной физкультурой является периодический контроль над здоровьем студентов.
Система применения всех перечисленных выше подходов в работе преподавателя позволяет значительно повысить интерес студентов к дисциплине «Физическая культура». Предлагая разные варианты проведения занятия, преподаватель демонстрирует свою заинтересованность в высоком качестве процесса и достижении значимых результатов, что, безусловно, дополнительно мотивирует студентов. Индивидуальный подход создает благоприятные условия для раскрытия их физических способностей.
Таким образом, одним из механизмов повышения эффективности физического воспитания студентов является внедрение новых подходов к организации занятий физической культурой, которые учитывают индивидуальные особенности, способности, возможности и интересы каждого.
Библиографический список:
Усатов А.Н., Усатов В.Н. Дополнительные занятия физической культурой как фактор повышения двигательной активности студентов // Вестник спортивной науки. 2009. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dopolnitelnye-zanyatiya-fizicheskoy-kulturoy-kak-faktor-povysheniya-dvigatelnoy-aktivnosti-studentov (дата обращения: 05.06.2019).
Партнеры нашей организации
Партнеры